Расширенное заседание коллегии Министерства труда и социальной защиты населения РК
16 февраля состоялось расширенное заседание коллегии Министерства труда и социальной защиты населения РК по итогам деятельности ведомства за 2017 год, а также основным задачам на текущий год в свете послания Главы государства.
В работе коллегии приняли участие депутаты Парламента РК, представители Администрации Президента и Канцелярии Премьер-Министра РК, члены Общественного Совета, Национального банка, центральных государственных органов, руководители управлений координации занятости и социальных программ, инспекций по труду, представители финансовых институтов, социальных партнеров, неправительственных организаций и другие.
Об основных итогах деятельности ведомства в 2017 году и задачах на 2018 год рассказала министр Мадина Абылкасымова.
Более детально о цифровизации ведомства доложил президент АО «Центр развития трудовых ресурсов» Даулет Аргандыков.
«Основная задача цифровизации – это улучшение качества жизни граждан, повышение качества услуг, им оказываемых с помощью применения новых цифровых технологий.
Для этого, в текущем году планируется реализовать пять основных направлений:
- Развитие Электронной биржи труда.
- Совершенствование учета граждан и их статусов, что будет достигнуто через интеграцию информационных систем Минтруда с системами других госорганов.
- Создание Единой системы учета трудовых договоров (e-HR).
- Переход отдельных госуслуг, оказываемых МТСЗН населению, на проактивный композитный формат.
- Модернизация служб медико-социальной экспертизы и социального обеспечения» - обозначил тезисы своего выступления Д. Аргандыков.
По Электронной бирже труда: по данным официальной статистики ежегодно на рынке труда Казахстана впервые трудоустраиваются или меняют работу более 2 млн. человек. В поисках работы граждане обращаются в различные источники, в государственные центры занятости населения, в частные агентств занятости или напрямую к работодателям.
При это подавляющее большинство пытались найти работу самостоятельно через СМИ и Интернет, оплачивая размещение своего резюме или доступ к информации о вакансиях, а также через друзей, родственников и знакомых.
Тем не менее, не все граждане находят работу по своей профессии, и не каждый работодатель находит нужного работника. Главной причиной этого по-прежнему остается недостаток информации или её асимметрия.
Согласно исследованиям Маккинзи, такая асимметрия информации на рынке труда ежегодно ведет к потере более 2% роста мирового ВВП, который мог бы быть достигнут при равновесии рынка труда и полном соответствии трудовых ресурсов и рабочих мест.
По оценке Маккинзи, онлайн-площадки по трудоустройству – это наиболее эффективный инструмент в наше время. Они устраняют нехватку информации, облегчают соединение работников и подходящих рабочих мест. К 2025 году их использование может добавить к мировому ВВП порядка 2,7 триллионов долларов (2% мирового ВВП), обеспечить трудоустройство для 612 млн. человек, в том числе 72 млн. впервые трудоустраивающихся. Также экспертами определено, что использование онлайн-платформ может до 7% снизить затраты компаний на подбор кадров.
В этой связи в прошлом году мы апробировали в 4-х регионах, а с начала текущего года запустили по всей стране Электронную биржу труда, которая станет Единой онлайн-площадкой по трудоустройству на территории Казахстана. Она будет содержать информацию об ищущих работу лицах и вакансиях работодателей.
По совершенствованию учета граждан и их статусов: в свете задач, поставленных Главой государства по формализации самозанятого населения, данное направление имеет огромное значение.
Чтобы не возвращаться к практике подворовых обходов и снова не сталкиваться с проблемами неустановленных статусов, необходимо решить две важные задачи.
Во-первых, интегрировать Единую информационную систему социально-трудовой сферы Минтруда с системами других госорганов. В 2018 году это касается следующих госорганов:
- Комитет государственных доходов Минфина – в части получения данных о самозанятых лицах (ИП), с расширенными данными в части статуса ИП,
- Минюст – в части получения сведений о родственниках и супругах,
- Минздрав – в части учета информации по заболеваниям,
- Минфин – в части учета предприятий, являющихся недобросовестными поставщиками,
- и нескольких других центральных госорганов.
Во-вторых, необходимо создать Единую систему учета трудовых договоров.
Это позволит вести автоматический мониторинг трудовых отношений работников и работодателей, соблюдения ими НПА в части охраны труда. По сути это станет цифровой защитой от социальных рисков. Работодатель, скорее всего, просто не рискнет нарушать трудовое законодательство, если его обязательства зафиксированы и отслеживаются государством. Процесс трудоустройства для работников и работодателей упростится за счет отсутствия необходимости в сборе документов.
Плюсами для работодателей станут автоматическое уведомление о выявленных нарушениях для оперативного устранения, возможность автоматической отправки статистических отчетов и отказ от бумажных отчётных форм. Помимо этого, работодатель, разумеется при соблюдении законодательства о защите персональных данных, сможет получить доступ к электронным личным делам работников, что поможет в качественном подборе работников.
Ожидания такие, что это направление вкупе с мерами по формализации позволит значительно сократить долю неформальной занятости, «вывести из тени» зарплаты, существенно увеличить охват пенсионным и социальным обеспечением занятого населения, наладить контроль поступлений налогов в бюджет, взносов и отчислений в фонды.
По оказанию проактивных композитных госуслуг: с 2011 года Министерство активно участвовало в процессе оптимизации госуслуг, уменьшило количество предоставляемых гражданами документов, внедрило возможности оказания через Портал электронного правительства.
Следующий этап – это переход на композитные проактивные услуги без присутствия услугополучателя, где мы в текущем году сконцентрируемся на 3-х услугах:
Первое, государственная услуга по назначению пенсий будет оказываться на основе одного заявления и одного пакета документов по трем пенсионным выплатам, за каждой из которых раньше нужно было обращаться в разные инстанции: это (1) пенсионная выплата по возрасту, (2) базовая пенсионная выплата и (3) пенсионные выплаты из ЕНПФ. В дополнение государственная гарантия пенсионных накоплений будет осуществляться автоматически без необходимости подачи заявления гражданином.
Второе, оказание услуг в части установления инвалидности/утраты трудоспособности уже прошло первый этап перехода на композитный формат. Медико-социальная экспертиза при освидетельствовании пациента стала одновременно принимать документы на назначение выплат из республиканского бюджета и ГФСС, тем самым исключая дополнительные обращения инвалида в несколько организаций.
В настоящее реализуется второй этап по переходу на проактивный формат оказания всех восьми сопутствующих услуг без заявления услугополучателя.
Третье, аналогичный механизм будет реализован для регистрации в качестве ищущего работу лица, в качестве безработного и выдачи направлений для участия в активных мерах содействия занятости. Услуга будет дополнена автоматическим назначением социальной выплаты по потере работы из ГФСС.
Процесс объединения данных услуг в композитный проактивный формат сократит время приема заявлений и значительно сократит количество предоставляемых документов.
По модернизации служб медико-социальной экспертизы: планируется подвергнуть модернизации деятельность служб медико-социальной экспертизы (МСЭ).
В настоящее время пациент обязан присутствовать на этапе подачи заявления и на этапе экспертизы, что с учетом его положения причиняет существенные неудобства. Далее по меньшей мере три специалиста МСЭ изучают документы, осматривают пациента и оценивают степень инвалидности. Понятно, что здесь присутствует субъективность и высокое влияние человеческого фактора, что создает серьезные коррупционные риски.
В рамках модернизации этой схемы пациент получит право подавать заявление через Портал электронного правительства, при этом медицинское направление на МСЭ (форма 088/у) будет автоматически поступать из направившей медорганизации вслед за заявлением. Тем самым экспертиза исключает личное участие заявителя.
Заявления будут распределяться централизованно среди независимых специалистов без территориальной привязки к заявителю. Врачи-эксперты не будут знать, чье дело они рассматривают. Это исключает человеческий фактор и снижает коррупционные риски.
«Вот основные направления по дальнейшей цифровизации социально-трудовой сферы» – резюмировал Д. Аргандыков.