Почти 1,7 млн человек работают без высшего или специального образования в Казахстане
Эксперты Центра развития трудовых ресурсов (далее – ЦРТР), на основании данных Комитета по статистике МНЭ РК, провели анализ демографии и рынка труда. В результате выяснилось, что в 3 квартале 2019 года в Казахстане в формальной занятости, т.е. зарегистрированной в официальной экономике, было задействовано 3,35 млн человек с высшим и 3,74 млн со специальным образованием, а у 1,68 млн работников за плечами только школа.
Согласно проведенному анализу, из 18,5 млн проживающих на территории республики 9,2 млн человек входят в категорию рабочая сила, а фактически являются занятыми 8,7 млн граждан, из которых 6,7 млн – наемные рабочие.
«Больше всего населения занято в отраслях торговли, сельского хозяйства, образования и всех видов промышленности – более 4,8 млн человек. Наименее «популярными» являются водоснабжение и удаление отходов, электро- и энергоснабжение, сфера искусств и развлечений, а также операции с недвижимостью – общее число работников в этих сферах составляет порядка 530 тыс.», – сообщил директор департамента прогнозирования трудовых ресурсов ЦРТР Дмитрий Шумеков.
При этом более половины населения, работающего в сельскохозяйственном направлении (733 тыс.), и почти третья часть людей, занимающихся торговлей (686 тыс.) – самозанятые. Также среди занимающихся сельским хозяйством почти 600 тыс. человек имеют за плечами только школьное образование.
В целом без какого-либо профильного образования среди занятых – 1,68 млн человек. Среднее профессиональное имеют 3,74 млн человек, а похвастаться оконченным вузом могут только треть работников – 3,35 млн.
«Стоит отметить, что по специальности работают более половины занятых – 5,7 млн, или 65%, не по специальности – 20%, а 1,3 млн человек или около 15% – никогда не обучались», – подчеркнул Дмитрий Шумеков.
Отсутствие работы, подходящей по специальности, также сказалось и на уровне безработицы. Из 442 тыс. безработных 133 тыс. человек (30%) имеют высшее, а 196 тыс. (44%) – среднее профессиональное образование.